Техническое обслуживание котлов

Техническое обслуживание, а также внеплановый и текущий ремонт газовых агрегатов – важнейшее условие безопасной работы всей системы отопления частного домовладения. Если котел выполняет роль водонагревательного прибора для бытовых нужд, то он работает в круглогодичном режиме, что приводит к неизбежному износу. Поэтому профилактика и своевременное обнаружение скрытых дефектов системы предотвращает возможные аварии.

Сервисное обслуживание

После ввода котельного оборудования в эксплуатацию, необходимо заключить договор о сервисном обслуживании и проведении профилактических осмотров с компанией, имеющей соответствующую лицензию. Первый сервисный осмотр и обслуживание необходимо проводить через 6 месяцев после окончания гарантии фирмы, установившей котел. Периодичность этих осмотров оговаривается в договоре.

При проведении этого планового осмотра эксперт производит следующие работы:

  • Визуальная проверка соединений металлического трубопровода.
  • Проверка сопел на предмет их соответствия требуемым показателям.
  • Оценка цвета горения газа.
  • Изучение тяги в вентиляционных каналах.
  • Тестирование автоматики.
  • Проверка состояния котла.
  • Контрольный замер печных горелок.
  • Контрольные замеры электросопротивления.
  • Осмотр санитарного состояния горелок и всего оборудования.

При выявлении неисправностей газового оборудования между профилактическими осмотрами, дальнейшие действия производятся на основании подписанного договора. В договоре может быть оговорен ремонт за счет сервисной компании, или такой ремонт хозяин оплачивает отдельно (от этого зависит сумма ежегодной оплаты по договору).

Сервисная организация решает ряд задач:

  • Контроль работы автоматики.
  • Правильность работы газовых горелок.
  • Рабочее состояние нагревательных элементов газового котла.

Каждый из этих пунктов имеет важное значение для поддержания работоспособности агрегата на должном уровне, а также для увеличения срока эксплуатации. Эксперт газовой службы производит оценку состояния всех труб, по которым циркулирует вода, делает тщательный осмотр вентиляционных каналов и дымохода. При необходимости он производят регулировку работы газовых горелок. При помощи специального мыльного раствора он проверяет герметичность всех соединений газоподающих труб. Для детального изучения состояния газового оборудования он применяет газоискатель.

Выбор сервисной организации 

На первый взгляд для проведения профилактических осмотров не надо обладать особыми навыками. Однако если вмешаться в настройки и далее самостоятельно без должной профессиональной подготовки произвести чистку газового оборудования, можно безвозвратно нарушить работу агрегата. Все работы по настройке и ремонту газового оборудования должен производить только профессиональный мастер, имеющий специальную подготовку и опыт работ, а также допуск. Обязательно наличие соответствующего диагностического оборудования.

В соответствии с п.6.2 Строительных норм и правил к обслуживанию любого котельного оборудования допускаются только организации, имеющие соответствующую лицензию. В составе организации обязательно должна быть аварийно-спасательная служба и диспетчерский пункт.

Производители газовых агрегатов и газовых котельных не открывают на местах сервисные службы. Всю работа по сервисному обслуживанию ложится на плечи лицензированных предприятий. Они получают в свое распоряжение всю техническую документацию, а также запчасти и компоненты котельного оборудования для гарантийного и последующего обслуживания газовых агрегатов. Все организации, с кем заключены такие договора, размещены на сайте предприятия-изготовителя. Здесь же можно найти адрес и телефон этих компаний.

Чаще всего договор на сервисное обслуживание заключается с компанией, которая произвела монтаж газового котла.

Сервисные работы

Сервисные работы

Все сервисные работы по обслуживанию газокотельного оборудования можно разделить на три направления:

  • Текущее обслуживание. Эти работы включают в себя постоянные профилактические работы в соответствии с договором. Цель этих работ – оценка текущего состояния оборудования, своевременное выявление неполадок и немедленное их устранение. Подготовка оборудования к новому отопительному сезону, консервация оборудования на летний период.
  • Обслуживание оборудование на основании заявки клиента. Эти работы производятся в том случае, если абонент обнаружил неисправность, или когда у него возникают любые сомнения по качеству работы котельной. В этом случае на объект приезжает бригада, которая производит весь комплекс работ по устранению поломок.
  • Капитальный ремонт. Эти работы производятся при серьезной поломке, после внештатных ситуаций в результате поломки агрегата. Регулярные технические осмотры минимизируют риски появления таких нештатных ситуаций и необходимость капитальных ремонтов.

Обычно текущий профилактический осмотр производится один раз в полгода. В этот осмотр входит как диагностика газовой котельной, так и осмотр трубопроводов на предмет их исправности и возможных засорений. Перед началом профилактических работ производится отключение подачи газа. Далее необходимо немного остудить систему отопления.

Сервисное обслуживание включает в себя несколько этапов работ.

Визуальный осмотр

В процессе осмотра формируется мнение об общей текущей картине всей системы. Вначале специалист проверяет все пломбы, знакомится с технической документацией и с записями о прошлых текущих осмотрах. Он определяет, насколько оборудование соответствует СНиПам. Газовый котел – это общая совокупность работы разных элементов: электрооборудования, газового и сантехнического оборудования.

Для проверки работоспособности газового котла мастер снимает корпус, далее изучает все части котла, определяет степень изношенности каждой детали. Этот осмотр призван определить:

  • Целостность всей конструкции.
  • Работоспособность электродов розжига
  • Состояние всех газопроводящих каналов.
  • Работоспособность аппаратуры и электронного оборудования.
  • Исправность всех аварийных клапанов.

Специалист проверяет систему подкачки воды в расширительный бак, проверяет системы компенсации давления при расширении воды в системе. Во время технического осмотра и с использованием диагностических приборов исследуется состояние котла. Давление подаваемой холодной воды не должно превышать 1,1 – 1,3 бар. После нагревания воды давление должно быть в тех пределах, которые указаны в технической документации.

Прочистка отдельных элементов

Перед тем, как начать прочистку, котел освобождают от жидкости, далее внимательно изучают работу газовой горелки, смотрят на качество огня и его направление. Далее снимается и прочищается:

  • Подпорная шайба (служит для регулировки направления факела по направлению к теплообменнику).
  • Воздушный датчик, который призван регулировать подачу газовоздушной смеси.
  • Датчик сигнализатора (подает сигнал в случае плохой тяги).
  • Электрод поджигания (поджигает газ).

Все металлические элементы со временем под воздействием высоких температур деформируются, на них образуется окалина. Чтобы эта окалина не засорила газовую горелку, ее необходимо периодически прочищать специальными щетками.

Нормально горящая горелка имеет форму конуса с голубоватым цветом. Желтый оттенок обозначает то, что горелка загрязнена.

Замер анализа состояния отработанных газов призван определить качество работы газовых горелок и полноту сгорания газа. Если показатели неудовлетворительны, то производится очистка самой камеры сгорания и всех участков котла, которые прямо соприкасаются с горящими элементами. Для чистки используется мягкая щетка. Можно произвести дополнительную чистку при помощи пылесоса. Чистка форсунок производится только мягкими элементами. Жесткая металлическая щетка может повредить поверхность, что приведет к потере эксплуатационных качеств. Все газовые каналы в процессе прочистки откручиваются и продуваются воздухом под давлением.

В системе водоподачи есть два фильтра. Первый находится в узле гидравлики, второй расположен на входе, при подаче холодной воды. Их тоже необходимо периодически промывать.

При обнаружении вышедших из строя частей системы, специалист сразу заменяет их новыми.

Проверка автоматики

Автоматика обеспечивает работу котельного оборудования без постоянного участия человека. Автоматика бывает разной, но в ее конструкцию входят обязательно следующие элементы:

  • Термостат регулирует подачу тепла в зависимости от степени нагрева котла.
  • Газовые клапаны оперативно отключают подачу газа в горелки по сигналу термостата.
  • Газовая арматура исполняет команды, передаваемые от системы управления котельным оборудованием.
  • Контроллер обеспечивает работу всего оборудования в зависимости от изменений внешней среды.
  • Реле передают сигналы на аппаратуру в зависимости от падения или, наоборот, скачка давления ниже или выше нормы.

Газовое оборудование болезненно переносит постоянные перепады давления. Поэтому, если у вас такие перепады случаются постоянно, ваше оборудование находится в зоне риска. Мастер производит проверку и устраняет выявленные проблемы. Вместе с котельным оборудованием проверяется и бойлер, осуществляющий подачу горячей воды для пользования. Для проверки работоспособности системы безопасности специалист имитирует различные аварийные ситуации и внимательно следит, как реагирует на сигналы автоматика. Если появляются проблемы, блок разбирается и производится замена мембран. С особой тщательностью обследуется вводная газовая труба. Она внимательно осматривается на наличие коррозии и механических повреждений.

Все соединения газовой магистрали регулярно проходят проверку, в том числе – фланцы, резьба, фальцевание. Газовая арматура также регулируется. После проведенных работ специалист газовой службы заполняет документацию, расписывается, давая персональную гарантию на все выполненные работы.