Техническое обслуживание, а также внеплановый и текущий ремонт газовых агрегатов – важнейшее условие безопасной работы всей системы отопления частного домовладения. Если котел выполняет роль водонагревательного прибора для бытовых нужд, то он работает в круглогодичном режиме, что приводит к неизбежному износу. Поэтому профилактика и своевременное обнаружение скрытых дефектов системы предотвращает возможные аварии.
После ввода котельного оборудования в эксплуатацию, необходимо заключить договор о сервисном обслуживании и проведении профилактических осмотров с компанией, имеющей соответствующую лицензию. Первый сервисный осмотр и обслуживание необходимо проводить через 6 месяцев после окончания гарантии фирмы, установившей котел. Периодичность этих осмотров оговаривается в договоре.
При проведении этого планового осмотра эксперт производит следующие работы:
При выявлении неисправностей газового оборудования между профилактическими осмотрами, дальнейшие действия производятся на основании подписанного договора. В договоре может быть оговорен ремонт за счет сервисной компании, или такой ремонт хозяин оплачивает отдельно (от этого зависит сумма ежегодной оплаты по договору).
Сервисная организация решает ряд задач:
Каждый из этих пунктов имеет важное значение для поддержания работоспособности агрегата на должном уровне, а также для увеличения срока эксплуатации. Эксперт газовой службы производит оценку состояния всех труб, по которым циркулирует вода, делает тщательный осмотр вентиляционных каналов и дымохода. При необходимости он производят регулировку работы газовых горелок. При помощи специального мыльного раствора он проверяет герметичность всех соединений газоподающих труб. Для детального изучения состояния газового оборудования он применяет газоискатель.
На первый взгляд для проведения профилактических осмотров не надо обладать особыми навыками. Однако если вмешаться в настройки и далее самостоятельно без должной профессиональной подготовки произвести чистку газового оборудования, можно безвозвратно нарушить работу агрегата. Все работы по настройке и ремонту газового оборудования должен производить только профессиональный мастер, имеющий специальную подготовку и опыт работ, а также допуск. Обязательно наличие соответствующего диагностического оборудования.
В соответствии с п.6.2 Строительных норм и правил к обслуживанию любого котельного оборудования допускаются только организации, имеющие соответствующую лицензию. В составе организации обязательно должна быть аварийно-спасательная служба и диспетчерский пункт.
Производители газовых агрегатов и газовых котельных не открывают на местах сервисные службы. Всю работа по сервисному обслуживанию ложится на плечи лицензированных предприятий. Они получают в свое распоряжение всю техническую документацию, а также запчасти и компоненты котельного оборудования для гарантийного и последующего обслуживания газовых агрегатов. Все организации, с кем заключены такие договора, размещены на сайте предприятия-изготовителя. Здесь же можно найти адрес и телефон этих компаний.
Чаще всего договор на сервисное обслуживание заключается с компанией, которая произвела монтаж газового котла.
Все сервисные работы по обслуживанию газокотельного оборудования можно разделить на три направления:
Обычно текущий профилактический осмотр производится один раз в полгода. В этот осмотр входит как диагностика газовой котельной, так и осмотр трубопроводов на предмет их исправности и возможных засорений. Перед началом профилактических работ производится отключение подачи газа. Далее необходимо немного остудить систему отопления.
В процессе осмотра формируется мнение об общей текущей картине всей системы. Вначале специалист проверяет все пломбы, знакомится с технической документацией и с записями о прошлых текущих осмотрах. Он определяет, насколько оборудование соответствует СНиПам. Газовый котел – это общая совокупность работы разных элементов: электрооборудования, газового и сантехнического оборудования.
Для проверки работоспособности газового котла мастер снимает корпус, далее изучает все части котла, определяет степень изношенности каждой детали. Этот осмотр призван определить:
Специалист проверяет систему подкачки воды в расширительный бак, проверяет системы компенсации давления при расширении воды в системе. Во время технического осмотра и с использованием диагностических приборов исследуется состояние котла. Давление подаваемой холодной воды не должно превышать 1,1 – 1,3 бар. После нагревания воды давление должно быть в тех пределах, которые указаны в технической документации.
Перед тем, как начать прочистку, котел освобождают от жидкости, далее внимательно изучают работу газовой горелки, смотрят на качество огня и его направление. Далее снимается и прочищается:
Все металлические элементы со временем под воздействием высоких температур деформируются, на них образуется окалина. Чтобы эта окалина не засорила газовую горелку, ее необходимо периодически прочищать специальными щетками.
Нормально горящая горелка имеет форму конуса с голубоватым цветом. Желтый оттенок обозначает то, что горелка загрязнена.
Замер анализа состояния отработанных газов призван определить качество работы газовых горелок и полноту сгорания газа. Если показатели неудовлетворительны, то производится очистка самой камеры сгорания и всех участков котла, которые прямо соприкасаются с горящими элементами. Для чистки используется мягкая щетка. Можно произвести дополнительную чистку при помощи пылесоса. Чистка форсунок производится только мягкими элементами. Жесткая металлическая щетка может повредить поверхность, что приведет к потере эксплуатационных качеств. Все газовые каналы в процессе прочистки откручиваются и продуваются воздухом под давлением.
В системе водоподачи есть два фильтра. Первый находится в узле гидравлики, второй расположен на входе, при подаче холодной воды. Их тоже необходимо периодически промывать.
При обнаружении вышедших из строя частей системы, специалист сразу заменяет их новыми.
Автоматика обеспечивает работу котельного оборудования без постоянного участия человека. Автоматика бывает разной, но в ее конструкцию входят обязательно следующие элементы:
Газовое оборудование болезненно переносит постоянные перепады давления. Поэтому, если у вас такие перепады случаются постоянно, ваше оборудование находится в зоне риска. Мастер производит проверку и устраняет выявленные проблемы. Вместе с котельным оборудованием проверяется и бойлер, осуществляющий подачу горячей воды для пользования. Для проверки работоспособности системы безопасности специалист имитирует различные аварийные ситуации и внимательно следит, как реагирует на сигналы автоматика. Если появляются проблемы, блок разбирается и производится замена мембран. С особой тщательностью обследуется вводная газовая труба. Она внимательно осматривается на наличие коррозии и механических повреждений.
Все соединения газовой магистрали регулярно проходят проверку, в том числе – фланцы, резьба, фальцевание. Газовая арматура также регулируется. После проведенных работ специалист газовой службы заполняет документацию, расписывается, давая персональную гарантию на все выполненные работы.